Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

С первых дней работы дошкольного образовательного учреждения  коллектив уделял большое внимание здоровью детей, работая по «Программе воспитания и обучения  в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой осуществляя задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Анализ программы выявил, что в ней недостаточно подробно освещены вопросы организации оздоровительных мероприятий в режиме дня дошкольного учреждения. Статистика заболеваемости наших воспитанников показала, что проводимых оздоровительных мероприятий недостаточно и нужна планомерная систематическая работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Поэтому коллектив детского сада пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере оздоровления,  физического воспитания, организации режима, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувств бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

На заседании педагогического совета состоялось обсуждение выделенной проблемы и вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе нашего дошкольного учреждения.

Заведующей и старшим воспитателем была осуществлена разработка и корректировка локальных актов по управлению эксперимента (издан приказ о создании совета эксперимента, разработано положение). В состав совета эксперимента на добровольной основе вошли педагоги – новаторы, стремящиеся к организации опытно – экспериментальной деятельности и апробации инноваций.

Члены совета эксперимента, изучив историко – психолого – педагогическую литературу и документы по теме исследования пришли к выводу, что развивающая оздоровительная работа с дошкольниками окажется эффективной в той мере, в какой она будет опираться на идеи особого  научно-практического направления - педагогики оздоровления, одним из основоположников которого является Юрий Филлипович Змановский.

Учитывая вышеизложенное, совет эксперимента разработал проспект, который был утвержден решением экспертной группы. Приказом управления образования администрации Барабинского района дошкольному учреждению в октябре 2009 года был присвоен статус муниципальной экспериментальной площадки по теме «Детский сад – территория здоровья».

В соответствии с проспектом члены Совета эксперимента разработали поэтапный план опытно – экспериментальной деятельности, целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

В процессе первого  подготовительного этапа был проведен мониторинг состояния работы по здоровьесберегающей деятельности. Члены Совета эксперимента осуществили исследования состояния здоровья детей, диагностику физической подготовленности дошкольников, по результатам которых специалисты заполнили «Индивидуальные карты развития» воспитанников. На основе данных карт разработан план индивидуальных коррекционных мероприятий.

Кроме того администрация дошкольного учреждения проведела тематическую проверку состояния физкультурно - оздоровительной работы, которая позволила оценить профессиональную компетентность воспитателей.

Проанализировав результаты мониторинга педагоги – новаторы осуществили комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме эксперимента, включая электронные носители: разработаны перспективные планы, авторская программа, методические рекомендации, дидактические пособия, созданы методические файлы «Работа с родителями по оздоровлению дошкольников», «Дидактические игры на формирование психических процессов у детей младшего дошкольного возраста», «Развитие речи детей дошкольного возраста», «Оздоровительные технологии в ДОУ», «Игры для дошкольников  на развитие ловкости, выносливости, силы», «Валеологическое воспитание дошкольников».

На данном этапе члены Совета эксперимента разработали план опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками, педагогами и родителями, которые в данный момент реализуются в процессе второго практического этапа (май 2010 – июнь 2011 год).

Концептуальной основой оздоровительной деятельности дошкольного учреждения является обеспечение непрерывного адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта.

Учитывая вышеизложенное Советом эксперимента совместно со старшей медицинской сестрой детской поликлиники был разработан комплекс здоровьесберегающих технологий для каждой возрастной группы, которые используются педагогическим коллективом с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.

В рамках эксперимента в нашем дошкольном учреждении осуществляется дифференцированный подход к физическому воспитанию детей. Физкультурный руководитель организует занятия в подготовительных к школе группах по определенной системе: одно занятие в неделю является совместным, на котором дети занимаются по единой программе; одно занятие в неделю проводится отдельно.

На этих занятиях девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

С целью формирования осознанного отношения к своему здоровью, педагоги дошкольного учреждения организуют занятия по формированию валеологической культуры воспитанников.  Воспитатели проводят с детьми занятия познавательного характера: знакомят с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, с основами первой помощи при травмах, безопасности поведения; проводят беседы, дидактические игры,  стараясь таким образом задачи валеологического воспитания решать во всех видах детской деятельности.

Физкультурно – спортивные праздники и развлечения, как один из средств оздоровления дошкольников пользуются большой популярностью в нашем ДОУ. В процессе досугов у дошкольников развивается умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. В содержание спортивного развлечения  педагоги включают игры и упражнения, требующие от детей ловкости, сноровки, скоординированности движений с учетом индивидуальных особенностей и подготовленности воспитанников, провоцируя активное участие.

Ежегодно во время каникул воспитатели организуют неделю здоровья, в процессе которой осуществляют профилактическую оздоровительную работу, проводят беседы «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Уроки безопасности», «Беседа о здоровье, о чистоте», встречи с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека, играет с детьми в дидактические игры, беседы-игры; включающие прибаутки, используемые при мытье рук умывании. Физкультурный руководитель организует занятия с использование здоровесберегающих технологий в спортивном зале и на свежем воздухе. Воспитатели проводят дошкольников по экологическим оздоровительным тропам, осуществляя наблюдения за растениями и животными в зимний период. Совместно с педагогами воспитанники знакомятся с литературными произведениями, раскрывающими ценность здорового образа жизни.

Вся вышеизложенная деятельность по оздоровлению дошкольников невозможна без определенных знаний педагогов в данной области. Советом эксперимента разработан план опытно – экспериментальной работы с воспитателями, в котором продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства, направленная на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие. Данный план состоит из четырех взаимосвязанных блоков.  Первый мотивационный включает в себя анкетирование и диагностирование профессиональных потребностей педагогов. Второй когнетивный позволяет сформировать у воспитателей систему знаний о здоровьесберегающей деятельности, в процессе которого проведены и организуются педагогические советы, семинары, консультации  в нетрадиционной форме, дающие возможность приобрести теоретические и практические навыки профилактики и нестандартных методик оздоровления. Третий блок практический позволяет педагогам  овладеть практическими умениями и навыками. В процессе реализации данного блока педагоги обобщают и изучают опыт работы в сфере оздоровления дошкольников, осуществляют коллективный просмотр педагогического процесса. Четвертый блок здоровьесберегающий, помогает сформировать у педагогов желание сохранять свое здоровье и заботится о нем.

В нашем ДОУ сложилась своя определенная система здоровьесбережение и здоровьеформирования детей. На данный момент в этом направлении мы достигли определенных положительных результатов. Чтобы сформировать устойчивые мотивации здорового образа жизни у детей, необходим определенный профессиональный уровень педагогов и их личная заинтересованность и уверенность в правильном выборе пути. 50% педагогов имеют педагогический стаж более 20 лет – это женщины в возрасте 40 лет. Физиологически – это критический период для здоровья, т.к. начинается старение организма, обостряются хронические болезни, которыми, страдают большинство педагогов. Психологически 20 лет педагогического стажа может привести к эмоциональному выгоранию «эмоциональной усталости», которые приводят к негативным последствиям в эмоциональной сфере педагога, неудобный режим работы воспитателей отрицательно отражается на здоровье педагогов, приводит к усталости, переутомлению и в последующем к различным заболеваниям. Неудовлетворение маленькой заработной платой отражается на морально – психологическом климате в коллективе. Отсюда большое количество больничных листов по состоянию здоровья, проблема замены воспитателя, что влияет на психологическом благополучии детей в группе. Такая ситуация не устраивает всех участников педагогического процесса: администрация ДОУ, педагогический коллектив, детей, родителей. Поэтому решили заняться данной проблемой и поняли, что только здоровый педагог может воспитать здорового ребенка, дать ему качественное образование.

Учитывая вышеизложенное методический центр «Здоровый малыш» по руководством, старшего воспитателя Борисовой Е.В. разработали проект «Оздоровление педагогов» целью которого является «Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья педагогического коллектива». Работа по реализации данного проекта осуществляется в три этапа, которые представляют собой систему, где следующий этап строится на основе результатов предыдущего.

На первом подготовительном этапе, целью которого является – выявление уровня состояния физического и психического здоровья педагогов и степень их здоровьесберегающей компетентности. Для этого мы использовали тесты, анкеты, диагностические методики, направленные на определение общей картины состояния здоровья педагогов ДОУ. Проанализировав результаты анкет мы получили следующие результаты.

Второй этап – основной, его цель – создать условия для укрепления физического и психического здоровья педагогов, сохранить их трудовой потенциал, профессиональное долголетие посредствам системы здоровьесберегающих мероприятий. Данная система включает: организацию клуба «Школа мудрости», студии «Уроки здоровья», лектория «Здоровье и здоровый образ жизни», круглого стола «Здоровье – главная ценность в жизни человека», диспута «Легко ли быть здоровым?».   

Для улучшения физического состояния педагогов в детском саду введены: уфо- услуги, фитотерапия, организованно рациональное сбалансированное питание, массаж, витаминизация, натуропатия, ионизация воздуха, спелеотерапия, ритмическая гимнастика, походы, спортивные мероприятия.

Психотерапевтические методики (музыкотерапия, ароматерапия, смехотерапия) психологические тренинги.

В рамках организации охраны труда педагоги проходят периодические медицинские осмотры, при организации рабочего места соблюдается принцип безопасности, обязательное соблюдение санитарно – гигиенических условий.

Третий этап – аналитико – результативный, он запланирован на май – июнь. Его цель – выявление направленности динамики состояния физического и психического здоровья педагогов. На данном этапе мы подведем итоги проделанной работы путем  проведения мониторинга состояния здоровья педагогов, используя различные диагностические методики. Предполагаем организацию клуба «Школа мудрости», спортивного кружка «Гимнастика для дам», студии «Уроки здоровья», а также привлечение внешних кадровых ресурсов: педагога – психолога для организации работы по профилактике «Эмоционального выгорания» педагогов, массажиста. Одна из основных функций управления – мотивирование педагогов. Для этого в нашем учреждении будет использоваться материальное и моральное стимулирование персонала – экран состояния здоровья, денежные поощрения из фонда надбавок и доплат стимулирующего характера, публичное поощрения.

Таким образом, только планомерная и системная работа по здоровьесбережению педагогов поможет повысить творческий потенциал деятельности учреждения и положительно отобразиться на снижении заболеваемости детей, тем самым повысит качество образовательных услуг в ДОУ.

Здоровьесберегающую деятельность невозможно осуществить без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.

На протяжении многих лет педагоги детского сада ведут активную работу  по взаимодействию детского сада и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

      Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

      Таким образом, совместная работа нашего детского сада  и семьи по воспитанию здорового ребенка строится на основе специально разработанного опытно-экспериментального плана.

   Цель которого: создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей и родителей.

Наиболее важными задачами  являются:

  1. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.

  2. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

     Данный опытно-экспериментальный план работы с семьей разработан советом эксперимента сроком на 2 года. В соответствии с содержанием плана разрабатывались план действий на определенный период, годовой план ДОУ, перспективные планы воспитателей и специалистов, в которых отражались формы работы с родителями.

  Проводимые мероприятия делятся на 3 блока: 1 блок- информационно-аналитический,

 2 блок- познавательный,

3 блок- оценочный.

Содержание деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьей в 1 блоке включает следующее:

анкетирование родителей, диагностирование семей, ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта

 участие в круглом столе «Здоровый малыш»

оформление уголков здоровья в группах с наглядной агитацией, с советами и рекомендациями по оздоровлению детей в семье.

комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.

2 познавательный блок содержит различные формы сотрудничества :

Родительские собрания в нетрадиционной форме(игротека-практикум «Играем пальчиками»,

«Путешествие в страну Здоровья»

«Двигательная деятельность дошкольников»,

деловая игра «Витаминиада», круглый стол «Домашние рецепты профилактики и лечения простудных заболеваний»)

  • Подгрупповые тематические консультации: «Как правильно организовать физические упражнения дома», «Нетрадиционные формы закаливания» , «Режим питания нарушать нельзя!», «Значение сна для детей», «Организация отдыха летом»

  • Ознакомление родителей с физкультурно-оздоровительной работой в ДОУ:  (посещение физкультурных занятий с дошкольниками, совместное посещение   спелеокабинета, фитобара, физиокабинета;

  • Дни открытых дверей 

  • Совместные оздоровительные досуги: («Малые Олимпийские игры», 

  • «Папа и я – 2 богатыря», 

  • «Мама, папа, я- спортивная семья»,«Моя мама лучше всех»;

    • Совместные выезды на природу, экскурсии.

    • Санпросветработа

    • Наглядная информация

    • Обмен опытом семейного оздоровления

 На 3 оценочном-заключительном этапе нашей работы будут подведены итоги совместной деятельности коллектива и родителей. В конце учебного года намечено проведение общей конференции, на которой подведутся итоги, будет дана оценка совместной деятельности педагогов и родителей, отмечены положительные и отрицательные моменты работы и наметятся перспективы на будущее.

При успешном выполнении опытно-экспериментального плана работы с родителями, коллектив детского сада рассчитывает получить следующие результаты:

  • Постепенное снижение уровня заболеваемости детей.

  • Повышение уровня профилактической и физкультурно-оздоровительной работы.

  • Формирование здорового образа жизни в семье.

  • Повышение уровня материально-технического оснащения ДОУ.

  • Создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников.

   Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей. 

Видеофильм "Расти здоровым, малыш!" 

 http://narod.ru/disk/9029350001/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%BC%2C%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88!.divx.html

Конструктор сайтов - uCoz