|
МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ДОУ В настоящее время происходят конструктивные изменения в российской системе образования. Ключевую роль в данном процессе призван сыграть кадровый потенциал. Неслучайно в Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, а также в удовлетворении потребностей личности, в получении соответствующего образования. Наше дошкольное учреждение обеспечено педагогическими кадрами на 100%. Воспитательно - образовательный процесс в ДОУ осуществляют 33 педагога: старший воспитатель, учитель - логопед, педагог – психолог, 3 музыкальных руководителя, физкультурный руководитель, 26 воспитателей. Анализ кадрового обеспечения дошкольного учреждения позволил сделать вывод о том, что необходимо строить методическую работу, направленную на создание условий, стимулирующих непрерывное образование и профессиональное развитие, реализацию творческого потенциала, формирование профессиональной субкультуры. Учитывая вышеизложенное, в дошкольном учреждении функционирует методическая служба, которая в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования, призвана обеспечить: ü построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; ü адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников; ü светский характер образования; ü дальнейшую демократизацию и закрепление государственно – общественного характера управления образовательным процессом. В целях полноценного функционирования, методическая служба осуществляет тесное взаимодействие на районном уровне по различным направлениям с различными структурами, не входящими непосредственно в ее состав. На районном уровне методической службе ДОУ обеспечивает поддержку МУ Центр информационно – методического обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений. Кроме того методическая служба ДОУ взаимодействует с территориальной ПМПК в целях своевременного выявления проблем в развитии дошкольников и определения дальнейшего воспитательно – образовательного маршрута. В дальнейшем мы планируем сотрудничество с кафедрой теории и методики дошкольного образования НИПКиРО в вопросах осуществления экспериментальной и инновационной деятельности. Методическая служба - общественный многофункциональный орган, формируемый на добровольной основе. Ее структура и кандидатура руководителя закреплены приказом заведующего на начало учебного года, а деятельность регламентируется Положением о методической службе дошкольного образовательного учреждения. Методическая служба ДОУ представляет собой самостоятельное структурное подразделение, которое функционирует во взаимосвязи трех основных управленческих уровней - стратегическом, тактическом, информационно-аналитическом. Стратегический уровень представлен методическим советом, который утверждает общую концепцию и программу развития методической службы учреждения, намечает план действий по ее реализации, обеспечивает деятельность всех подотчетных структурных подразделений. Его деятельность регламентируется положением о методическом совете ДОУ. Методический совет формируется из руководителей методических центров - опытных педагогов высокой квалификации, способных к творческой работе. Руководит его деятельностью старший воспитатель. Тактический уровень представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Инвариантная составляющая предполагает рассмотрение вопросов цикличного характера и представлена методическими центрами, которые создаются по приоритетным направлениям деятельности ДОУ. Их деятельность направлена на практическое решение проблем межпредметных связей; осуществление контроля над реализацией основной образовательной программы, уровнем развития воспитанников; выявлением затруднения педагогов и оказанием им информационно – консультативной поддержки. В 2011 – 2012 учебном году в нашем ДОУ действуют следующие методические объединения педагогов: ü методический центр «Информационно – коммуникационные технологии в ДОУ» (осуществляет реализацию профессионального педагогического проекта «ИКТ в ДОУ», разработанного старшим воспитателем, цель которого - повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в области теории и практики использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Деятельность ленов МЦ направлена на систематизацию, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса, повышение компетентности педагогов ДОУ в области использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, обогащение детского познавательного, эстетического и социального опыта посредством компьютерных технологий, оказание родителям профессиональные информационно – образовательные услуги средствами ИКТ) ü методический центр «Здоровый малыш» (Созданное в целях реализации экспериментальной деятельности по теме: «Детский сад – территория здоровья». Функциями МЦ являются: отбор и экспертиза оздоровительных методик, применяемых в ДОУ, оказание консультационной помощи воспитателям при организации оздоровительной работы в ДОУ, пополнение информационного банка для воспитателей ДОУ по оздоровлению дошкольников, комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках оздоровительной работы. В данный период деятельность экспериментальной площадки находится на обощающем этапе. Члены МЦ участвуют в осуществлении мониторинга эффективности опытно – экспериментальной деятельности ДОУ, подведении итогов, соотнесении их с выделенными целями и задачами, определении дальнейших перспектив); ü методический центр «Содружество ДОУ и семьи» (осуществляет деятельность с целью создания условий для двухстороннего творческого педагогического сотрудничества дошкольного учреждения и семьи как равноответственных участников образовательного процесса. Функциями МЦ является: выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ на основе социально – педагогической и психологической диагностик, координирование реализации дифференцированного подхода к семьям различного типа, индивидуального – к каждой конкретной семье, осуществление подготовки педагогов к взаимодействию с родителями, развитие их коммуникативные умения, повышение психолого - педагогическую культуры родителей, мастерства воспитания, расширяя представления о целях и задачах воспитания, о закономерностях физического и психологического развития ребенка. Члены МО используют различные формы сотрудничества с родителями, вовлекают их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета, пропагандируют опыт успешного семейного воспитания. Руководитель МЦ разработала и реализует профессиональный педагогический проект «Родительский клуб в ДОУ». Деятельность каждого методического центра регламентируется положением о методическом объединении ДОУ. Вариативная составляющая является более гибкой, отвечает на актуальные запросы и ожидания педагогического коллектива и представлена временными методическими объединениями. В ДОУ функционируют следующие временные творческие коллективы: ü рабочая группа по разработке основной образовательной программы ДОУ; ü экспертная группа по проведению конкурса профессионального педагогического мастерства «Воспитатель года ДОУ 2012»; ü творческая группа по реализации профессиональных педагогических проектов; ü проблемная группа по оформлению и экспертизе документов на конкурсы различного уровня. Вариативная и инвариантная составляющие методической службы на тактическом уровне являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. Информационно-аналитический уровень методической службы представлен методическим центром «Диагностический сектор», организация деятельности которого обусловлена двумя обстоятельствами: необходимостью отслеживать качество и эффективность деятельности методической службы, и отслеживание состояния и прогнозирования развития педагогической системы. Члены методического центра организуют и проводят экспертизу уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляют оценку качества профессионально-педагогической работы по таким показателям, как учебные материалы, формы, методы, приемы и средства обучения; качественный анализ текущих, конечных и отдаленных результатов деятельности педагогического коллектива. В целях формирования информационной подсистемы методической службы дошкольного учреждения функционирует методический кабинет. Это консультационно – информационный центр, опорный пункт для проведения методических и организационно – методических мероприятий. В методическом кабинете отбирается и систематизируется необходимая информация, организуется ее своевременное поступление, осуществляется оперативное ознакомление педагогов, родителей, общественности с научно – методической литературой, нормативно – правовыми и другими документами, создается банк данных. Результаты деятельности методической службы контролируются и анализируются администрацией в лице заведующего и МЦ «Диагностический сектор» и доводятся до сведения всего коллектива дошкольного образовательного учреждения на итоговом педагогическом совете. Педагогический совет принимает решение об эффективности (неэффективности) деятельности методической службы и планирует дальнейшую работу в соответствии с потребностями педагогов, образовательного учреждения и образовательной ситуации в системе дошкольного образования. Благодаря подобной организации методическая служба просто и эффективно реализует основные направления своей работы, положительно влияет на деятельность педагогов. Среди педагогов дошкольного учреждения наблюдается высокая мотивационная готовность к повышению квалификации: ü За последние пять лет количество педагогов, имеющих высшее образование, увеличилось с 45 до 78%; ü 9% педагогов повышают свой образовательный ценз и обучаются в КФ НГПУ; ü 83% педагогов имеют высшую, первую и вторую квалификационные категории. Кроме того все педагоги дошкольного учреждения занимаются инновационной деятельностью: разрабатывают и реализуют профессиональные педагогические проекты. Положительным результатом является также участие воспитателей в фестивалях и конкурсах различного уровня. Таким образом, данная структура методической службы помогает старшему воспитателю Борисовой Елене Васильевне в организации эффективной работы с педагогами, педагогам – в повышении квалификации, что, в конечном счете, улучшает качество образования в нашем дошкольном учреждении.
|
|